СЕМИСУ-25

1 602

Обо всех и обо всем

Воспоминания Владимира Черенкова

Наш Константиныча, как ласково мы до сих пор называем специального корреспондента Владимира Черенкова, давно не работает в СМИ, из района уехал, пишет на даче картины и воспоминания. Часть из них, конечно, о нас – его любимой информационной службе, у истоков которой он стоял.

Еще работая на краевом телевидении, слышал, что в Северо-Енисейском районе открывают телекомпанию. Меня пригласили туда поработать, я долго отказывался, но в один прекрасный момент согласился и поехал. Мне сказали, что студия оснащена самой современной техникой, я думаю: самая современная, а я еще работать не умею на самой современной технике, что делать буду. Прилетаю в аэропорт, меня предупредили: тебя двое встретят с телестудии, смотрю в окно, стоя двое. Потом оказалось, Юля Голованова и Юдин. С камерой. Приглядываюсь, у Юдина на плече камера, самая обычная, VHS, думаю, вот тебе и современная, самая обычная, на каких весь край работает, у меня сразу волнение прошло.

Шло время

— Приходим в студию, мне показывают «современную» аппаратуру — старая «линейка» аналогового типа и 2 камеры VHS: одна — черненькая, другая — супер-VHS. Юля была редактором, но ощущал я, по всем параметрам, хозяином — Юдин, я видел, как он отнесся ревностно ко мне. Значит, я старательно снимаю сюжеты, один за другим, смотрю, эфира нет, в эфир сюжеты не проходят один день, второй, третий проходит, ситуацией заинтересовалась Римма Викторовна Кириллова. Спрашивает у меня, а я пришел на должность редактора, почему эфира нет, я отвечаю: «У Юдина «линейка» не исправна, сломанный магнитофон». Она летит к нему в монтажку с упреками: «Это что саботаж накануне выборов Главы района? Ты знаешь, чем это чревато?». Через полчаса у Юдина все заработало, как часы. Так и работали. В сентябре сняли музыкальный клип на тему песни «Куда уходит детство?». В Тее в музыкальной студии с детьми занимался Саша Мусатов. С ними и снимали. Саша съездил в Красноярск, его показал, похвалили. И даже удивились, что мы такое умеем.

Прошло время, купили нам современную аппаратуру, начали оборудовать студию. До этого снимали в любой комнате напротив стенки и поздравительные тексты и информацию выдавали.

Талантливый коллектив

— Коллектив был маленький, под одной крышей – газета и телевидение. В газету я начал писать позже. На телевидении со мной работали Юля Голованова и Андрей Юдин, про них уже говорил. А еще в редакции трудился балагур Толя Кулишкин, который любил сниматься в коротких роликах-анекдотах. У него это хорошо получалось. Он и сюжеты писал, и ведущим выступал. Потом снимал и монтировал. Сейчас он вернулся в «СЕМИС» после долгих лет поисков себя. Он не подведет. Ироничная Лариса Пустокашина. Она была не только монтажёром, она и камеру брала и снимала сюжеты, бегала везде, как и корреспондент, ведущей работала.

Надо сказать, в службе все универсалы, осваивают сразу несколько профессий. Яркий пример — Андрей Митин. Он был водителем, мы однажды снимали материал на драге, вижу, он приглядывается ко мне, говорю, поснимать хочешь? Он в сомнении: «А можно?». Я ему дал камеру, говорю: камеру не шатай и сам не шатайся, он к этому серьезно отнесся, взял камеру, начал снимать, ноги ровно стоят, а тело, вижу, отходит назад, сейчас же завалится вместе с камерой. Но все обошлось, а Андрей потом стал классным оператором, даже передачу спортивную вел.

С кем мне пришлось работать позднее немного? В переломный момент, когда выпуски новостей стали ежедневными, с несколькими повторами, а газета стала выходить не 2, а 3 раза в неделю, пришла Наталья Колесникова. Артистичная девушка, многогранная, сразу влилась в коллектив, быстро сообразила, что и как надо делать. С интересом подошла, с фантазией. Помню как-то мы снимали к Новому году сказку «12 месяцев». Она так увлеченно разрабатывала каждую роль, видно было, что она к этому серьезно и ответственно относиться. Чуть позже Оля Сергеева пришла, дизайнер, такая ответственная девочка, скромная, симпатичная. Помню, один раз ей надо было срочно что-то сделать и мне. А время позднее, мне неудобно, говорю, мол, не надо, потом. Оля немножко замялась: мне тут пять минут. А потом она мою работу сделала раньше, чем свою. Первой сделала. Вот такой она человек, обязательный.

Бывало и такое

Могу рассказать два забавных случая. Однажды Римма Викторовна говорит: «Так, у тебя через 15 минут интервью с Главой района». Я пошел подготовить камеру, зашел в кабинет, сквозняком – раз и закрыло дверь. И замок заклинило. Я там, как в западне, а надо уже к Главе бежать с камерой. Что делать? Я тарабаню. Вызвали МЧС, и они вырезали замок. А наши хохмачи еще и на камеру все это сняли.

Один раз я поехал на съемки на драгу № 252 с начальником карьера. С кем точно, не помню. Я в управление заехал, выписали мне пропуск на эту драгу. Мы едем на драгу, на трапе нас встречает охранник, проверяет документы, у меня посмотрел пропуск: все, пожалуйста, проходите. Я встал, жду сопровождающего.  Говорят: «А ваш пропуск». Он: «Так я начальник карьера, я дома забыл». Охранник: «Ничего не знаю, вы проходите (показывает на меня), а вам нельзя (это уже начальнику)».

Преображение райцентра и района

— Квартиру мне дали на первом этаже дома по улице Ленина, в пятиэтажке. Окна выходили на центральную улицу, была видна и администрация. А еще были старый, раздолбанный, кривой тротуар деревянный и рядом старое здание поликлиники. Забора у администрации не было, коровы везде ходили. С годами маленькие сарайчики все сломали, переделали все, поликлинику перенесли на гору, где раньше было управление ГОКа, сделали бульвар. Все заасфальтировали, любо-дорого. Прямо на глазах поселок менялся. Потом стали завозить нефть, топили нефтью, а не углем, и снег стал белый в поселке.

Я всегда называл Ишмурата Минзаляеевича Гайнутдинова созидателем района, потому что, он много сил вложил в него. Я в 2012 году был на юбилее района, по сравнению с тем, что я в 2008 году видел, уезжая, и то, что стало в 2012 году – небо и земля. Поразительные изменения в лучшую сторону.

Еще про СЕМИС

— Я когда приехал, студии как таковой не было, была пустая комната.  Говорю, Римме Викторовне, что нам нужен диван для гостей, столик, еще задник поставить, хорошую камеру купить. Купили суфлер, стала поступать самая современная монтажная аппаратура. Купили новые камеры, я помню, какие были: XL две камеры купили, SONY появились, стало и легче, и приятнее работать. У меня появилась возможность самостоятельно работать с этой аппаратурой, делать передачи, у меня был цикл передач, назывался «Увлечение». Я снимал людей, которые увлекались каким-либо видом творчества. Например, Николай Култышев, он увлекался художественной резьбой по дереву. Александр Абалмазов – художник-самоучка. Светлана Рябцева вышивала картины. Это благодаря современной технике можно было хорошо, красиво снять. На VHS так нельзя было.

Заметно, конечно, вырос профессиональный уровень всех журналистов, стали интереснее писать, но бывало, конечно, получали  за то или иное. Не без этого. И всегда говорили, что нужно мыслить, своими словами.

Стала приходить молодежь. Та же самая Настя Перховская, ее учили говорить, писать, она работала корреспондентом. Оксана Пшеницкая. Я с ней работал, учил как статейки писать, как интервью брать. У нас была молодежная студия, газета. Школьникам нравилось себя творчески проявлять. Некоторые потом поступали на журналистику.  Но все это стало возможным, потому что вырос профессиональный уровень работников СЕМИСа.

Немного о работе

Помню первую «Вельминскую подледку». Помню, как в том же, Вельмо мы толкали наш «баклажан» из грязи, я в лужу залез, это было августе или в сентябре.

Помню, как пришла Надежда Васильевна Морозова, но она недолго продержалась, я вообще не понимаю, каким образом она попала к нам, по-моему, она человек далекий от этого. Два раза приезжал Сергей Бондарев, читал лекции по повышению квалификации, работал с нами. С ним снимали фильм к 75-летию района.  золотодобывающем районе. Все работали 3 недели без выходных, по ночам работали. Интересная была работа, увлекательная, коллектив ее горел. Тейская девочка снималась, Ксюша.

Достижение

— В 2001 году я договорился с Павлом Адамовичем Лехом приехать на Вельмо, а потом на Куромбу, снимать староверов. Приехал, выхожу с камерой, староверы все в рассыпную от меня, дети с визгом попрятались все, я думаю: в чем дело? Один смелый выходит и говорит: «Убери хитрый глаз свой, а то не выйдем из домов». Павел Адамович им: «Ну-ка, собрались все». Они его окружили. Он говорит: «Вот человек приехал работать, это не просто так, так что выполняйте все, что он попросит сделать и никаких тут, а то бензину не дам». Я там три дня жил, уже ко мне привыкли, стали сниматься. Семен был и Мефодий Сухоплюевы. Они со мной беседовали, я их снимал, такой разговор хороший, добрый получился. Я спрашиваю у Мефодия: «А вот вы не обижайтесь, что вас городские называют староверами. Он плечами пожал, говори: «Чего обижаться, мы и есть староверы». Я отснял материал, сделал несколько сюжетов, цикл назывался у меня «Мы и есть староверы». А в 2009 году Валерий Кудинов нашел мой материал, взял у меня этот самый текст, сделал фильм, и назвал его почему-то «Непотерянные». Название ни о чем не говорит. Но, кстати, это этот фильм на фестивале телевизионных фильмов получил главный приз «Нику».

А в 2007 году Тейский хореографический коллектив «Сторонушка» получил путевку на Международный фестиваль народных танцев в Москве.  Я ездил с ними. Все проходило в большом концертном зале. А «Сторонушка» получила диплом 2 степени. По приезде,  сделали с Ларисой Пустокашиной, а Лариса, к тому времени, была уже довольно опытным монтажером, фильм об этой поездке и победе. Получился легким, интересным.  

Нам 25

— И вот СЕМИСу уже 25. Солидно. В профессии самые верные остались. Работа, конечно, очень интересная, но и хлопотная. Надо подходы искать, что-то новое делать все время. Иногда без выходных. Тяжело.

Но мне очень жаль, что в этот день я не с вами. Потому желаю всем журналистам района еще долгих лет процветания, благополучия, удачи! И нашему району тоже!

Владимир Черенков

ВРЕЗКА ЦИТАТА

Для меня СЕМИС — это северная семья, которая приняла с улыбкой и добродушием. Помогла освоиться на новом месте, во всем помогала и поддерживала. Здесь я усовершенствовала навыки в профессии журналиста, узнала частичку удивительной истории Северо-Енисейского района, о его людях и событиях. Работа в СЕМИСе заняла важную страничку в моей памяти.

Желаю вам процветания, интересных новостей и репортажей. С юбилеем, друзья!

Кристина Гордеева-Архипова, журналист МКУ «СЕМИС» с 2015 по 2021 годы

МКУ "СЕМИС"